Прокурор разъясняет

«Механизмы защиты прав предпринимателей»
   Действующим законодательством предусмотрен широкий спектр механизмов защиты прав предпринимателей, в том числе уголовно-правового характера.
   Статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
   Как правило, указанные преступления выявляются органами прокуратуры в ходе проверок исполнения федерального законодательства по жалобам представителей бизнес-сообщества.
   Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
   На нарушение порядка осуществления данной деятельности посягают преступления, предусмотренные ст. 169 УК РФ.
   К числу незаконных действий должностных лиц, подпадающих под признаки данных деяний, уголовный закон относит следующие: неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы (к примеру, запрет выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.); ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица (к примеру, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.).
   К бездействию закон относит уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих случаях преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.
    Обязательным признаком преступления выступает способ его совершения — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.
    Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.
   К числу субъектов преступления отнесены должностные лица, полномочия которых связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также если их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.